Башка: шевели извилинами

Башка: шевели извилинами — это увлекательная математическая карточная игра, которая развивает навыки быстрого устного счёта, логического мышления и стратегического планирования. В игре участники соревнуются в составлении арифметических формул для получения заданного числа, используя карты на руках. Цель игры — как можно быстрее избавиться от всех карт на руках, составляя формулы для получения искомого числа. Формулы составляются из любого количества карт на руках и складываются рядом в стопки. Каждая стопка представляет собой отдельную формулу, которая должна быть объяснена в конце раунда. Чем меньше стопок создаёт игрок, тем больше очков он заработает. Игра происходит в несколько раундов, победитель тот кто первым преодолеет 25/50/100 очков (по договоренности). Игрок, который сумеет использовать все свои карты за один раз (составит формулу из всех карт раздачи), становится "Башкой" и удваивает свои очки, набранные в текущем раунде. Игра подходит для игроков любого уровня подготовки и отлично подойдёт для семейного или дружеского времяпрепровождения. Надеюсь вам стало интересно, о том как играть расскажем далее.

Башка

Что развивает игра

Когнитивное развитие

концентрация, решение сложных задач

  • Пробуждает разум в любом возрасте
  • Укрепляет умственные способности и
    логическое мышление
  • Развивает зрительную память и
    интеллект
Психологическое благополучие

радость и уверенность

  • Повышает самооценку через успешное
    решение задач
  • Улучшает настроение и снижает стресс
  • Восстанавливает работоспособность и
    помогает отдохнуть
Физиологическое воздействие

активация и омоложение мозга

  • Активизирует мозг, стимулируя
    миллиарды нейронных связей.
  • Способствует улучшению когнитивных
    функций организма.
Развитие творческих способностей

фантазия и креатив

  • Развивает нестандартное мышление
    благодаря отсутствию шаблонов.
  • Поощряет поиск множества решений
    одной задачи
Семейное взаимодействие

интеллигентные семьи

  • Подходит для всей семьи, объединяет
    поколения.
  • Создает возможность совместного
    досуга и обучения.
Образовательный аспект

повышение успеваемости

  • Развивает арифметические навыки через
    игровую форму
  • Учит находить несколько вариантов
    решения задач
  • Помогает детям освоить математику в
    увлекательной форме
Профилактика привыкания

интерес открывать новое

  • Отсутствие зависимости благодаря разнообразию задач и вариативности игры
Поддержка детей и взрослых

да развитию, нет деградации

  • Помогает детям развивать уверенность
    через посильные задачи
  • Позволяет взрослым поддерживать
    активность мозга и улучшать когнитивные
    функции

Правила игры "Башка: шевели извилинами"

1. Описание игры

1.1 Название
Башка

1.2 Девиз
Шевели извилинами

1.3 Тип игры
Карточная математическая развивающая

1.4 Сколько игроков
От 2 до 6 человек.

1.5 Приемлемый возраст
От 8 лет и старше.

1.6 Какие участки мозга задействует
- Лобные доли (логическое мышление, планирование),
- Теменные доли (математические вычисления),
- Гиппокамп (краткосрочная память),
- Префронтальная кора (принятие решений, стратегическое мышление).

1.7 Какие черты и навыки развивает
- Быстрый устный счёт,
- Логическое мышление,
- Стратегическое планирование,
- Концентрация внимания,
- Навыки работы с числами,
- Умение принимать решения под давлением.

1.8 Сколько и какие карты в колоде
Колода состоит из 61 карт, где:
- Числа от 1 до 10 представлены шестью комплектами,
- А оставшиеся 1 карта пустая, используется как джокер (любое значение от 1 до 10)

На каждой карте числовое значение равно количеству расположенных жемчужин. Например, карта с числом 5 содержит 5 жемчужин, а карта со значением 0 не содержит жемчужин.

1.9 Размеры и упаковка
Колода: 70x70x25мм
Упаковка: гофрокартоновая коробка с крышкой 100х100х30мм с этикеткой и вкладышем с инструкцией на 8-ми страницах 96х96мм

2. Словарь терминов

Искомое число

Число, которое игроки должны получить, составляя формулы из своих карт. Определяется перед началом раздачи путём снятия верхней карты колоды. Искомое число определяется только одной картой номиналом от 1 до 10.

 
Формула

Математическое выражение, составленное из карт игрока, которое даёт искомое число. Может включать сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня, факториал (!) и среднее арифметическое (< >).

 
Стопка - формула

Группа карт, использованных для составления одной формулы. Каждая стопка кладётся отдельно от других.

Стопка - раздача

Карты которые раздаются игрокам в начале каждого раунда и складываются в стопки раздачи возле каждого игрока перед началом игры

Пустая карта

Используется как джокер. Игроком используется любое значение от 1 до 10 для пустой карты.

Банк

Все карты, использованные игроком для составления формул.

 
Помойка

Карты, которые не использовались игроком до конца раунда. Они не учитываются при подсчёте очков.

 
Башка

Игрок, который составил формулу, используя все свои карты за один раз. Его очки удваиваются.

 
Завершение раунда

Раунд заканчивается, как только кто-то избавляется от всех карт на руках, перекладывая их в свой банк. После этого все остальные игроки прекращают ходить, а неиспользованные карты (помойка) не учитываются при подсчёте очков.

 
Раунд
Одна игровая сессия, которая начинается с раздачи карт и определения искомого числа и заканчивается, когда один из игроков избавляется от всех карт.

 
Игра

Совокупность игровых сессий (раундов) необходимых для определения победителя.

Достижение победы

Чтобы достигнуть победы необходимо первым набрать 100 очков по результатам нескольких раундов. 

3.1 Подготовка к игре

3.1.1 Определение искомого числа
- Раздающий снимает верхнюю карту колоды, её значение становится искомым числом.
- Если выпадает 0, он пропускается, и открывается следующая карта.

3.1.2 Определение раздающего
- Перед началом первого раунда игроки играют в "Камень, ножницы, бумага". Проигравший становится раздающим.
- В последующих раундах раздаёт карты игрок, который набрал меньше всего очков в предыдущем раунде .
- Если несколько игроков набрали одинаковое минимальное количество очков, между ними проводится повторная игра в "Камень, ножницы, бумага" для определения раздающего.

Карты раздаются по кругу поочерёдно, пока все игроки не получат необходимое количество карт.


3.1.3 Раздача карт
Раздается по 15 карт на каждого игрока, если игроков больше 4-х и карт не хватает раздается вся колода поровну. Раздаются карты в стопку раздачи возле каждого игрока рубашкой вверх, игрок пока не видит значения карт.

Перед началом каждой раздачи колоду необходимо перемешивать, чтобы обеспечить случайность искомого числа и распределения карт. 

3.1.4 Минута на размышление и расстановку карт
После раздачи последней карты раздающий произносит "время пошло" и запускает секундомер, игроки переворачивают свои карты в течении 1 минуты, могут раскладывать карты перед собой в удобном порядке и лицом вверх и думать над стратегией оптимальных решений

3.1.5 Начало игры

Как только проходит минута на подготовку, раздающий говорит "начали" - раунд начался игроки начинают решать формулы, решенные формулы складываются в стопочки рядом друг с другом рубашкой вверх, так чтобы в конце раунда можно было посчитать количество этих стопок (формул).

3.2 Цель и ход игры  

Цель игры — как можно быстрее избавиться от всех карт на руках, составляя формулы для получения искомого числа. Формулы составляются из любого количества карт на руках и складываются рядом в стопки. Каждая стопка представляет собой отдельную формулу, которая должна быть объяснена в конце раунда. Чем меньше стопок создаёт игрок, тем больше очков он заработает за раунд. Игра происходит в несколько раундов, очки всех раундов суммируются, пока один из игроков не преодолеет 25/50/100 (по договоренности) очков первым, в случае ничьей — дополнительный раунд.

Формулы составляются с использованием арифметических операций:
- сложение (+),
- вычитание (-),
- умножение (*),
- деление (/),

- возведение в степень (^) (степень равна одной из карт на руках)
- извлечение корня (√) (степень равна одной из карт на руках)
- факториал (!) (например, 3! = 3 * 2 * 1 = 6),
- среднее арифметическое (< >) (например, <4, 6> = (4 + 6) / 2 = 5).
Для группировки операций могут использоваться скобки. Например: (2 + 3) * 2 = 10, 6 / (3 - 1) = 3.

Важно: Записывать можно только количество очков по итогам раундов для подведения общего итога. Остальные расчеты производятся уме.

3.3 Примеры формул  

Создадим примеры формул, где искомое число всегда равно 7, используя различные математические операции: сложение, вычитание, умножение, деление, корни, степени, факториалы и среднее арифметическое.

1. Простейшие примеры:
- 10 - 3 = 7 (используются карты "10", "3").
- 4 + 3 = 7 (используются карты "4", "3").
- 14 / 2 = 7 (используются карты "14", "2").
- 6 + 1 = 7 (используются карты "6", "1").

2. Формулы с корнями:
- √9 + 4 = 7 (используются карты "9", "4", "2").
- √36 + 1 = 7 (используются карты "16", "1", "2").
- ∛8 + 5 = 7 (используются карты "8", "5", "3").

 3. Формулы с возведением в степень:
- 2^3 - 1 = 7 (используются карты "2", "3", "1").
- 3^2 - 2 = 7 (используются карты "3", "2", "2").
- (4 - 1)^2 - 2 = 7 (используются карты "4", "1", "2", "2").

4. Примеры с факториалом:
- 3! + 1 = 7 (используются карты "3", "1").
- 4! / 6 + 3 = 7 (используются карты "4", "6", "3").
- 5! / (5 * 4) +1 = 7 (используются карты "5", "5", "4", "1").

5. Примеры со средним арифметическим:
- <6, 8> + 0 = 7 (используются карты "6", "8", "0").
- <5, 9> + (10 + 9) * 0 = 7 (используются карты "5", "9", "10", "9", "0").
- <4, 10> = 7 (используются карты "4", "10").

6. Комбинированные операции:
(3! - 2) + 1 = 7 (используются карты "3", "2", "1").
√16 + 3! - 2 = 7 (используются карты "16", "2", "3", "2").
(5 * 2) - 3! + 1 = 7 (используются карты "5", "2", "3", "1").

3.4 Подсчёт очков и определение победителя  


3.4.1 Остановка раунда
- Раунд заканчивается, когда один из игроков максимально избавляется от всех карт на руках и произносит "СТОП ИГРА".
- Те карты, которые остальные игроки не успели применить после остановки игры, не учитываются при подсчёте очков и попадают "в Помойку".

3.4.2 Объяснение формул
- В конце раунда игроки по очереди объясняют устно, как они составили формулы для каждой стопки.

- Первым объясняет формулу тот, кто кто остановил игру, далее по часовой стрелке.

- Игрок должен вспомнить все формулы и уложиться в 3 минуты.     
- Если выясняется, что игрок ошибся или не вспомнил хотя бы в одну формулу, его очки делятся пополам.
- Если игрок ошибается дважды или более, то у него 0 очков за текущий раунд.

3.4.3 Подсчёт очков
- Очки считаются следующим образом:
- Считается количество стопок-формул
 - Потом подсчитывается общее количество карт, использованных в формулах (все карты в банке).
- Затем из этого числа вычитается количество стопок с формулами.
- Пример:
- У игрока было 12 карт. Он составил 5 формул (5 стопок).
- Его очки: 12 - 5 = 7.

3.4.4 Башка
- Если игрок составляет формулу, используя **все карты на руках за один раз**, он гордо называется **"Башка"**.
- Пример:
- У игрока было 15 карт. Он составил одну формулу, используя все карты.
- Его очки: 15 * 2 = 30.

3.4.5 Определение победителя
Побеждает тот кто первый преодолеет 50 или 100 (по договоренности) очков по результатам нескольких раундов игры.


3.4.6 Ничья:
- Если несколько игроков одновременно набирают необходимое для победы очков, они играют дополнительный раунд.
- Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество очков в дополнительном раунде.
- Если в дополнительном раунде снова происходит ничья, объявляется ещё один раунд.
- Так продолжается до тех пор, пока не определится единственный победитель.

3.4.7 Долгая игра
- Если игроки договариваются играть в долгую, они увеличивают необходимое количество очков для победы на свое усмотрение. Проводят игру в течение удобного периода за несколько встреч. В каждой новой встрече игра продолжается с суммы результатов по предыдущим.

Дополнительные возможности колоды

Колода из игры "Башка" - это универсальный инструмент, который можно адаптировать для различных возрастных групп и целей. Вот несколько способов, как её можно использовать для обучения детей младшего возраста:

Дополнительные игры для детей

1. Обучение счету 

Сортировка карт:
Предложите ребенку разложить карты в порядке возрастания или убывания чисел. Это поможет ему освоить последовательность чисел от 0 до 10.
Например: "Разложи карты от самой маленькой до самой большой".

 
Подсчет жемчужин:
Используйте визуальные элементы на картах (жемчужины) для обучения счету. Попросите ребенка пересчитать количество жемчужин на каждой карте и назвать соответствующее число.
Например: "Сколько жемчужин на этой карте? А на этой?"

2. Простые арифметические действия 

Сложение и вычитание:
Выберите две карты и попросите ребенка сложить или вычесть числа на них.
Например: "Возьми карту с числом 5 и карту с числом 3. Сколько будет, если их сложить? А если вычесть?"

 
Игра в "Магазин":
Карты могут представлять "цены" товаров. Ребенок выбирает несколько карт (товаров) и считает их общую "стоимость".
Например: "Ты купил товар за 4 и товар за 6. Сколько ты заплатил?"

3. Развитие внимания и памяти 

Игра в пары:
Переверните карты рубашками вверх и предложите ребенку находить пары с одинаковыми числами. Это развивает внимание и зрительную память.

 
Запоминание чисел:
Разложите несколько карт на столе числами вверх, дайте ребенку несколько секунд запомнить их расположение, затем переверните карты рубашками вверх. Попросите его найти карту с определенным числом.

4. Изучение понятий "больше", "меньше", "равно" 

Положите перед ребенком две карты и спросите, какое число больше, а какое меньше. Используйте знаки >, <, =, чтобы закрепить понимание этих символов.
Например: "Какая карта больше: 7 или 3? Какой знак нужно поставить между ними?" 

5. Обучение среднему арифметическому 

Для детей постарше можно объяснить концепцию среднего арифметического. Возьмите две или три карты и попросите ребенка найти среднее значение.
Например: "У тебя есть карты с числами 4 и 6. Какое число находится посередине? Как ты это вычислишь?"

6. Игра в "Угадай число" 

Загадайте число от 0 до 10 и предложите ребенку угадать его, используя подсказки. Например: "Это число больше 5, но меньше 8. Что это за число?"

7. Творческие задания 

Создание историй:
Каждая карта может стать основой для короткой истории. Например: "На карте с числом 3 живут три веселых ежика. Что они делают сегодня?" 

Рисование по числам:
Предложите ребенку нарисовать столько предметов, сколько указано на карте. Например: "Нарисуй столько цветов, сколько показывает карта".

8. Групповые игры 

Собери число:
Раздайте игрокам карты и предложите собрать определенное число, комбинируя карты. Например: "Кто быстрее соберет число 10, используя свои карты?"

 
Цепочка чисел:
Игроки по очереди выкладывают карты, чтобы создать цепочку чисел, где каждое следующее число больше или меньше предыдущего на 1.

9. Обучение факториалу и степеням (для продвинутых детей) 

Для детей старшего возраста можно ввести базовые математические понятия, такие как факториал или возведение в степень.

 Например:
"Что такое 3! (факториал)? Давай посчитаем: 3 х 2 х 1 = 6".
"Что будет, если мы возведем 2 в квадрат? 2 х 2 = 4".

10. Игра в "Математический блиц" 

Раздайте каждому игроку по несколько карт и предложите выполнить различные математические задания на скорость.

 Например:
"Найди две карты, которые в сумме дают 10".
"Найди карту с числом, которое делится на 2".

Колода из игры "Башка" может стать полезным инструментом для пожилых людей, сочетая когнитивную тренировку, социализацию и творчество. Вот адаптированные варианты использования:

Дополнительные игры для пожилых

1. Тренировка памяти и внимания

Ассоциативное запоминание
Разложите 5–7 карт рубашкой вниз, дайте 1–2 минуты на запоминание. Затем переверните их и попросите назвать числа или изображения в правильном порядке. Это улучшает краткосрочную память.

2. Рассказывание историй и обмен опытом 

Автобиографические истории
Каждая карта становится темой для воспоминаний. Например: "Число 7 напоминает мне 7 лет учебы в школе. А вам?" Стимулирует обмен опытом и эмоциональную связь

3. Релаксация и арт-терапия 

Рисование по числам:
Предложите нарисовать узор или предмет, соответствующий числу на карте. Например: "Нарисуйте 3 цветка или 5 волн". Расслабляет и развивает мелкую моторику.

4. Социальные и групповые игры 

Собери дату
Участники по очереди выкладывают карты, составляя значимые даты (год свадьбы, рождения детей). Например: "Сложите карты так, чтобы получился 1965 год"

5. Поддержание когнитивных навыков 

Устный счет с историей :
Решайте простые задачи, связанные с бытом: "Если я купил 3 пачки чая по цене 4 рубля, сколько потратил?" Акцент на практическое применение.

7. Эмоциональная поддержка 

Каждый участник выбирает карту, отражающую его текущее состояние, и объясняет выбор. Например: "Число 10 — сегодня я чувствую себя на 10 баллов!"
.

тренировка мозга и развитие полезных личных качеств
в понятной игровой форме

Мы хотим чтобы нашим детям было легко решать сложные задачи, логически мыслить и находить оптимальные решения. А нашим родителям мы помогаем не стареть умом. Игра очень полезна для профилактики старения мозга и направляет из вектора деградации в вектор развития буквально после первой игры.